Preview

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Этнопсихолингвистические подходы к формированию национально-культурной специфики общения младших школьников

https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-004

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли этнопсихолингвистических факторов в формировании национально-культурной специфики языкового общения младших школьников. В статье рассматривается язык как ключевой элемент этнической идентичности, отражающий когнитивные, культурные и социальные аспекты развития личности. В работе представлена методическая программа «Родное слово: традиции и современность», направленная на развитие этнокультурной коммуникативной компетенции через изучение национально-маркированной лексики, фольклора и детской литературы. Результаты исследования будут полезны учителям начальных классов, русского языка и литературы, школьным методистам и психологам, а также другим исследователям и специалистам-практикам.

Об авторах

Олеся Игоревна Кабалина
Государственный университет просвещения, г. Москва, Российская Федерация
Россия

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета дошкольного, начального и специального образования



Юлия Зиннятевна Зябирова
школа № 1250, г. Москва, Российская Федерация
Россия

учитель начальных классов школы № 1250



Список литературы

1. Уфимцева Н. В. Глобализация и языковое сознание // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: тезисы XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 29–30 мая 2003 г.). М.: Институт языкознания РАН. 2003. С. 282–283.

2. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. С. 17–200.

3. Этнопсихолингвистика / Ю. А. Сорокин, И. Ю. Марковина, А. Н. Крюков и др. М: Наука, 1988. 190 с.

4. Голикова Т. А. Этнопсихолингвистическое исследование языкового сознания (на материале алтайско-русского ассоциативного эксперимента): монография. М.: Типография на Люсиновской, 2005. 322 с.

5. Прохоцкая С. А. Взаимосвязь языка и культуры // Записки Горного института. 2005. Т. 160. № 2. С. 129–132.

6. Брянцева М. В., Москвина А. С., Зябирова Ю. З. Лингвистическая специфика использования фразеологических единиц при изучении произведений детской художественной литературы в начальной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 4 (71). С. 85–98. DOI: 10.51944/20722516_2023_4_85.

7. Зябирова Ю. З., Брянцева М. В. Формирование национально-культурной языковой специфики младшего школьника с использованием фразеологизмов и фразеологических оборотов на уроках русского языка // Педагогическое образование и современная наука: проблемы и перспективы развития : сборник научных трудов. М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 535–543.


Рецензия

Для цитирования:


Кабалина О.И., Зябирова Ю.З. Этнопсихолингвистические подходы к формированию национально-культурной специфики общения младших школьников. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(1 (29)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-004

For citation:


Kabalina O.I., Zyabirova Yu.Z. Ethnopsycholinguistic Approaches to the Formation of National-Cultural Specificity of Communication in Primary School Students. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(1 (29)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-004

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2414-1186 (Online)