Формирование умений работы с инструктивными текстами у младших школьников
https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования у младших школьников базовых умений применения официально-делового стиля на примере жанра инструкции, в том числе расширению навыков функциональной грамотности у детей. Подчёркивается значимость освоения жанра инструкции в современном мире для повседневной и учебной деятельности обучающихся. Анализируются лингвостилистические особенности инструктивных текстов и их потенциал в ознакомлении школьников с элементами официально-делового стиля. Также в статье представлены методические рекомендации и конкретные примеры упражнений, направленных на поэтапное формирование умений анализировать, интерпретировать и создавать инструктивные тексты, включая использование игровых форм работы. Особое внимание авторами уделяется учёту возрастных особенностей младших школьников при отборе материала и организации учебного процесса. Делается вывод о лингводидактическом потенциале жанра инструкции в развитии коммуникативных и познавательных способностей младших школьников. Материалы статьи будут полезны студентам высших учебных заведений педагогического направления, а также учителям начальных классов и другим педагогам для повышения квалификации в работе над формированием функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Николаевна ШумкинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
начального образования
Елизавета Андреевна Хаустова
Россия
магистрант факультета дошкольного, начального и
специального образования
Список литературы
1. Шумкина О. Н., Хаустова Е. А. Ознакомление младших школьников с речевым жанром инструкции // Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 12–13 апреля 2023 г.). М.: Государственный университет просвещения, 2023. С. 707–711.
2. Харченко О. О., Волкова А. И. Формирование представлений младших школьников об инструктивном типе речи // International scientific news 2017: сборник трудов XXVIII Международной научно-практической конференции (Москва, 22 декабря 2017 г.). М.: Научный центр «Олимп», 2017. С. 761–764.
3. Хаустова Е. А. Обучение младших школьников деловой речи на основе освоения жанра инструкции // Социальные отношения. 2025. № 1 (52). С. 34–42.
4. Горелова Л. Н. , Калашникова Н. В. Обучение официально-деловому стилю в образовательном процессе: анализ основных подходов // Мир науки. Педагогика и психология (сетевое издание). 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN124.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
5. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 19–22.
6. Шумкина О. Н. Подготовка будущих учителей к формированию стилистических умений младших школьников // Инновационные образовательные технологии в современной начальной школе: сборник избранных научно-методических трудов / под ред. В. К. Виттенбека, М. В. Брянцевой, Г. П. Ивановой, Д. М. Мельцаева. М.: Перо, 2021. С. 326–330.
7. Белеева И. Д., Титова Н. Б. Игра как активная форма учебной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 48–52. DOI: 10.26170/po19-03-07.
8. Винокур Г. О. Культура языка. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2018. 346 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шумкина О.Н., Хаустова Е.А. Формирование умений работы с инструктивными текстами у младших школьников. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(1 (29)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006
For citation:
Shumkina O.N., Khaustova E.A. Formation of skills of working with instructional texts in younger schoolchildren. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(1 (29)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006