Теория и методика обучения и воспитания в СПО в рамках изучения истории и обществознания
https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-010
Аннотация
Цель статьи. Рассмотрение теоретических и методических основ интеграции обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в системе среднего профессионального образования (СПО) и разработка практико-ориентированных педагогических подходов.
Процедура и методы. Исследование опиралось на методологию системного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов. В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа (научной литературы, ФГОС СПО), педагогического наблюдения, анкетирования и анализа результатов учебной деятельности. В статье представлены результаты апробации активных и интерактивных методов обучения (кейс-технологии, проектная деятельность, дебаты), доказавшие свою эффективность в повышении учебной мотивации и формировании общих и профессиональных компетенций у студентов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации методических подходов к преподаванию гуманитарных дисциплин в СПО с учетом его профессиональной специфики. Практическую значимость представляют разработанные рекомендации по контекстуализации содержания предметов «История» и «Обществознание» под профиль подготовки, что может быть использовано для совершенствования рабочих программ и учебных занятий.
Об авторе
Дарья Евгеньевна СолодовниковаРоссия
Преподаватель истории и обществознания
Список литературы
1. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. М.: Высшая школа, 1980. 212 с.
2. Глазунов А. Т. Методика профессионального обучения. М.: Академия, 2023. 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» [Электронный ресурс] //Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://clk.li/RqfF (дата обращения: 29.07.2025).
4. Jonassen D.H., Howland J., Moore J. & Marra R. M. Learning to Solve Problems with Technology: A Constructivist Perspective. 2nd ed. Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall, 2020. 256 p.
5. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2018. 156 с.
6. Jonassen D. H., Howland J., Moore J., Marra R. M. Learning to Solve Problems with Technology: A Constructivist Perspective. 2nd ed. Upper Saddle River, NJ: Merrill Prentice Hall, 2023. 256 p.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2021. 314 с. DOI: 10.30551/978-5-534-14820-1
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничное дело». Утверждён приказом Минобрнауки России от 12.11.2021 № 18. 15 с.
9. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2021. 656 с.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2022. № 2. С. 7–14.
11. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2016. 400 с.
12. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: НИИ школьных технологий, 2024. 190 с.
Рецензия
Для цитирования:
Солодовникова Д.Е. Теория и методика обучения и воспитания в СПО в рамках изучения истории и обществознания. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(2 (30)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-010
For citation:
Solodovnikova D.E. Theory and methodology of teaching and upbringing in vocational education in the framework of the study of history and social studies. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(2 (30)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-010