Preview

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Формирование умений работы с инструктивными текстами у младших школьников

https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования у младших школьников базовых умений применения официально-делового стиля на примере жанра инструкции, в том числе расширению навыков функциональной грамотности у детей. Подчёркивается значимость освоения жанра инструкции в современном мире для повседневной и учебной деятельности обучающихся. Анализируются лингвостилистические особенности инструктивных текстов и их потенциал в ознакомлении школьников с элементами официально-делового стиля. Также в статье представлены методические рекомендации и конкретные примеры упражнений, направленных на поэтапное формирование умений анализировать, интерпретировать и создавать инструктивные тексты, включая использование игровых форм работы. Особое внимание авторами уделяется учёту возрастных особенностей младших школьников при отборе материала и организации учебного процесса. Делается вывод о лингводидактическом потенциале жанра инструкции в развитии коммуникативных и познавательных способностей младших школьников. Материалы статьи будут полезны студентам высших учебных заведений педагогического направления, а также учителям начальных классов и другим педагогам для повышения квалификации в работе над формированием функциональной грамотности младших школьников.

Об авторах

Ольга Николаевна Шумкина
Государственный университет просвещения, г. Москва, Российская Федерация
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
начального образования



Елизавета Андреевна Хаустова
Государственный университет просвещения, г. Москва, Российская Федерация
Россия

магистрант факультета дошкольного, начального и
специального образования



Список литературы

1. Шумкина О. Н., Хаустова Е. А. Ознакомление младших школьников с речевым жанром инструкции // Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 12–13 апреля 2023 г.). М.: Государственный университет просвещения, 2023. С. 707–711.

2. Харченко О. О., Волкова А. И. Формирование представлений младших школьников об инструктивном типе речи // International scientific news 2017: сборник трудов XXVIII Международной научно-практической конференции (Москва, 22 декабря 2017 г.). М.: Научный центр «Олимп», 2017. С. 761–764.

3. Хаустова Е. А. Обучение младших школьников деловой речи на основе освоения жанра инструкции // Социальные отношения. 2025. № 1 (52). С. 34–42.

4. Горелова Л. Н. , Калашникова Н. В. Обучение официально-деловому стилю в образовательном процессе: анализ основных подходов // Мир науки. Педагогика и психология (сетевое издание). 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN124.pdf (дата обращения: 10.01.2025).

5. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 19–22.

6. Шумкина О. Н. Подготовка будущих учителей к формированию стилистических умений младших школьников // Инновационные образовательные технологии в современной начальной школе: сборник избранных научно-методических трудов / под ред. В. К. Виттенбека, М. В. Брянцевой, Г. П. Ивановой, Д. М. Мельцаева. М.: Перо, 2021. С. 326–330.

7. Белеева И. Д., Титова Н. Б. Игра как активная форма учебной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 48–52. DOI: 10.26170/po19-03-07.

8. Винокур Г. О. Культура языка. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2018. 346 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шумкина О.Н., Хаустова Е.А. Формирование умений работы с инструктивными текстами у младших школьников. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(1 (29)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006

For citation:


Shumkina O.N., Khaustova E.A. Formation of skills of working with instructional texts in younger schoolchildren. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(1 (29)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-006

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2414-1186 (Online)