Анализ эффективности использования элементов спортивных игр и гимнастики на уроке физкультуры у старших школьников с нарушениями зрения
https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-013
Аннотация
В статье представлены результаты исследования двигательной деятельности, показателей физического развития и физической подготовленности старших школьников с нарушениями зрения. По многочисленным исследованиям, лица, имеющие нарушения зрительного анализатора, отстают по своему физическому развитию и физической подготовленности от здоровых сверстников, особенно в школьном возрасте, когда идёт активная фаза роста и развития организма. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения у школьников – это миопия разной степени тяжести и спазм аккомодации, а также такие заболевания, как астигматизм, косоглазие и, реже, гиперметропия. Всё это сказывается на уровне здоровья, физического развития, общей физической работоспособности и в целом на качестве жизни школьников. Исследование развития двигательной деятельности, показателей физического развития и физической подготовленности старших школьников с нарушениями зрения может выявить специфические потребности каждого, подобрать наиболее эффективные средства и методы физического воспитания, разработать наиболее эффективные программы физического развития и физической подготовки. В исследовании приняли участие 24 школьника старших классов с нарушениями зрения. Контрольная группа занималась по программе, утверждённой образовательным учреждением. Экспериментальная группа в течение четырёх месяцев занималась по разработанной нами методике. Исследование проводилось на базе ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением». С целью выявления имеющихся сопутствующих нарушений осанки у обучающихся с нарушениями зрения проводился анализ медицинских карт. Выявление зрительно-моторных реакций и точности движений проводились с помощью аппаратно-программного комплекса НС-ПсихоТест «Нейрософт». Жизненная ёмкость лёгких у старших школьников с нарушениями зрения определялась с помощью спирометрии. Для определения уровня физической подготовленности использовались следующие тесты: бег на 100 м, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, метание теннисного мяча в цель с расстояния 6 м. В результате проведённого исследования выявлено, что применение подвижных игр с элементами спортивных игр в комплексе с фитбол-гимнастикой, дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз содействуют коррекции и профилактике нарушений осанки, повышению уровня физического развития и физической подготовленности школьников с нарушениями зрения.
Об авторах
Ирина Константиновна СпиринаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры
Татьяна Викторовна Артамонова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры
Список литературы
1. Гаськова Н. П. Адаптивная физическая культура у детей с нарушением зрения: методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению 49.03.02 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Иркутск: ООО «Мегапринт», 2015. 42 с.
2. Спирина И. К., Артамонова Т. В., Скрипниченко П. П. Обучение пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения на занятиях по физической культуре // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2020. № 10(188). С. 351–355. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.
3. Рябинина У. С. Анализ физической подготовленности школьников с депривацией зрения // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 2. С. 49–55.
4. Влияние игры голбол на физическое развитие лиц старшего школьного возраста с нарушениями зрения / И. Н. Тузов, М. В. Еремин, М. Н. Комаров, Д. В. Федчук, А. Ю. Шипилов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2016. № 3 (133). С. 240–244.
5. Диагностика и особенности физического состояния школьников: учебно-методическое пособие. Ч. 2 / авт.-сост.: С. П. Аршинник, В. И. Тхорев, В. Г. Косова [и др.]. Краснодар: КГУФКСТ,
6. 74 с.
7. Шевченко Д. Ю., Харитонова Л. Г. Оценка психомоторных способностей учащихся старших классов: методические рекомендации, Омск: СибГУФК, 2008. 40 с.
8. Jing Qi, Jian Wei Xu & Wei De Shao (2020). Physical Activity of Children with Visual Impairments during Different Segments of the School Day. International Journal of Environmental Research and Public Health. DOI: 10.3390/ijerph17186897.
9. Мезенцева В. А. Подвижные игры: методические указания. Кинель: ИБЦ Самарского ГАУ, 2021. 23 с.
10. Никитин В. И. Подвижные игры и игровые упражнения на уроке физической культуры у слепых и слабовидящих младших школьников // Педагогическое образование в России, 2015. № 12. С. 249–254.
11. Папина И. В. Дыхательная гимнастика: учебное пособие. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2017. 66 с.
12. Влияние подвижных игр на физическое состояние старших школьников с нарушениями зрения / И. К. Спирина, А. С. Полубедова, М. Б. Бойкова, Г. Х. Щукина // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2022. № 12(214). С. 531–535.
Рецензия
Для цитирования:
Спирина И.К., Артамонова Т.В. Анализ эффективности использования элементов спортивных игр и гимнастики на уроке физкультуры у старших школьников с нарушениями зрения. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(2 (30)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-013
For citation:
Spirina I.K., Artamonova T.V. Analysis of the effectiveness of using elements of sports games and gymnastics in physical education lessons for high school students with visual impairments. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(2 (30)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-013