Preview

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Потенциал междисциплинарной команды школьного коллектива в формировании коммуникативных навыков подростков в условиях инклюзивного образования

https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-009

Аннотация

Актуальность. В контексте изменений в современной системе образования возрастает значимость выявления и использования потенциала междисциплинарных команд образовательных организаций, а также современные требования к инклюзивному образованию актуализируют поиск эффективных механизмов развития коммуникативных компетенций подростков через междисциплинарное взаимодействие специалистов. Формирование коммуникативных навыков подростков как ключевого компонента их социальной адаптации требует комплексного подхода, объединяющего усилия различных специалистов.
Цель исследования. Теоретически обосновать и практически раскрыть потенциал междисциплинарной команды школьного коллектива в формировании коммуникативных навыков подростков 13–16 лет в условиях инклюзивного образования.
Методы исследования. Применён комплекс методов: теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, анкетирование педагогов и обучающихся, наблюдение, статистическая обработка данных. Эмпирическую базу составил опыт социально-психологической службы «Фарватер» ГБОУ г. Москвы «Школа № 2025».
Результаты. Определена сущность потенциала междисциплинарной команды как совокупности латентных возможностей профессиональной группы, способной генерировать синергетический эффект в образовательной деятельности. Выявлены структурные компоненты потенциала: человеческий, организационный, технологический, ресурсный. Обоснованы педагогические условия актуализации потенциала команды. На основе анализа деятельности службы «Фарватер» разработана модель реализации потенциала междисциплинарной команды.
Выводы. Потенциал междисциплинарной команды школьного коллектива представляет собой динамическую систему профессиональных, организационных и технологических ресурсов, эффективная актуализация которых обеспечивает качественное формирование коммуникативных навыков подростков в инклюзивной образовательной среде.

Об авторах

Зоя Ивановна Сафонова
Государственный университет просвещения
Россия

Аспирант



Марина Владимировна Лазарева
Государственный университет просвещения
Россия

 Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель 
начальника управления регионального развития Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования



Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Сайт Президента России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 01.08.2025).

2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 224 с.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2017. 654 с.

4. Инденбаум (Шепко) Е. Л. Психосоциальное развитие подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах // Дефектология. 2011. № 2. С. 18–27.

5. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. Минск: НИО, 2003. –231 с.

6. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. 192 с.

7. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.

8. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. С. 1–16.

9. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Монография. М.: Теревинф, 2012. 288 с.

10. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. М.: Владос, 2011. 167 с.

11. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология». М.: УМК «Психология», 2006. 320 с.

12. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5 (229). С. 100–107.

13. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.

14. Гарашкина Н. В. Организация междисциплинарного взаимодействия специалистов в инклюзивном образовательном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 45–52.

15. Дружинина А. А. Потенциал команды специалистов сопровождения в развитии инклюзивного образования // Специальное образование. 2024. № 1. С. 78–89.

16. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с.

17. Шипицына Л. М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 2. С. 7–15.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Сайт Президента России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 25.08.2025).

19. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Издательство «Наука», 1973. 272 с.

20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

22. Хуторской А. В. Ресурсный подход к обучению // Эксперимент и инновации в школе. 2020. № 4. С. 2–9.

23. Мехрабиан А. Невербальная коммуникация. СПб.: Питер, 2019. 256 с.

24. Bogardus E. S. A Social Distance Scale //Sociology and Social Research. 1933. № 7. pp. 265–271.

25. Дембо Т., Рубинштейн С. Я. Методика исследования уровня притязаний. М.: Смысл, 2017. 128 с.

26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов // Ростов н/Д: Феникс, 1999. 576 с.

27. Синявский В. В., Федорошин В. А. Психодиагностическое тестирование личности. М.: Академический Проект, 2019. 560 с.

28. Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000. 284 с.

29. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2019. 336 с.

30. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с.

31. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992. 47 с.

32. Томас К. Н. Тест описания поведения К. Томаса. СПб.: Речь, 2018. 64 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сафонова З.И., Лазарева М.В. Потенциал междисциплинарной команды школьного коллектива в формировании коммуникативных навыков подростков в условиях инклюзивного образования. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(3 (31)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-009

For citation:


Safonova Z.I., Lazareva M.V. The potential of an interdisciplinary school team in the development of communicative skills of teenagers in inclusive education. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(3 (31)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-009

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2414-1186 (Online)