Модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования
https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-014
Аннотация
Цель статьи. Исследование проблематики процесса внедрения инклюзивного образования в школах г.о. Фрязино Московской области, состояние данного вида образования в образовательных организациях города в настоящий момент, а также разработка практических предложений по их развитию.
Методология и результаты исследования. В качестве методов исследования были выбраны: анализ, сравнение, изучение специализированной литературы, опрос, тестирование, метод группировки, составление статистики. Результатом работы стало выявление трёх наиболее распространённых моделей инклюзии и выявление причин недостаточно эффективного функционирования каждой из них, на основе чего были составлены соответствующие рекомендации по развитию инклюзивного образования в городском округе. Дальнейшие исследования и разработки в этой области могут вестись в направлении улучшения условий инклюзивного образования, в частности, усовершенствования интегративной, психологической, педагогической моделей инклюзивного образования.
Теоретическая и/или практическая значимость. В рамках психолого-педагогического сопровождения в дальнейшем могут стать полезными исследования о влиянии их компонентов на эмоциональное состояние, поведение, успеваемость и социализацию школьников с расстройствами аутистического спектра. Подобные исследования помогут получать обратную связь от учащихся, на которых ориентировано инклюзивное образование.
Об авторах
Полина Юрьевна КушевскаяРоссия
учитель-дефектолог
Инна Евгеньевна Лукьянова
Россия
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной психолого-педагогической реабилитации
Список литературы
1. Алмазова А. А., Колосова Е. Б., Кричевцова Е. И. Включение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные практики современной школы //Наука и школа. 2023. № 1. С. 92–102. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-92-102.
2. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Всероссийской виртуальной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы» (Мурманск, 01 февраля–31 марта 2011 года). Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2011. С. 75–79.
3. Организация инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации по разработке локальных актов образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, и созданию модели ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра / Белова А. Р., Белоусова Е. В., Зобова Л. Г., Зотова И. Н., Морозов В. А., Окунь И. Н., Трушкова Л. Н., Гайдушенко Н. Е., Еременко М. И., Карсакова Н. Д., Лопаткина Н. В. Ханты-Мансийск: Институт развития образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, 2018. 70 с.
4. Сборник методических материалов «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности: эффективные приёмы, инновационные технологии и практики» / под ред. Н. А. Скляновой. Новосибирск: МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 2020. 127 с.
5. Лукьянова И. Е. Инвалид и общество: социокультурный аспект // Человек в российской повседневности. Сборник научных статей. М.: МГУС, 2001, С. 25–32.
6. Лукьянова И. Е. Проблемы реабилитации инвалидов: социокультурный аспект // Проблемы реабилитации в социальной работе и сервисе: тематический сборник / отв. ред. Е. А. Сигида, М.: 2001. С. 18–24.
7. Тихонова И. В., Иванова Е. А. О моделях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: теоретический анализ и практическое использование // Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 221–226.
8. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. М.: МГППУ, 2016. 125 с.
9. Хаустов А. В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 3–12. DOI: 10.17759/autdd.2016140201.
10. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Семаго М. М.; научн. редактирование Самсоновой Е. В. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
11. О современных проблемах инвалидности и инвалидов в России / Денисенков А. И., Зубарева Е. И., Лукьянова И. Е., Орлова Г. Г., Отинова Л. В. [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2009. № 1(9) : [сайт]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/111/30/lang,ru/ (дата обращения: 25.08.2025).
12. Содержание и методика социальной работы: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Соц. Работа» / под ред. Е. А. Сигиды. М.: «Владос», 2005. 362 с.
13. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71– 78.
14. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений: сборник психолого-педагогических программ / под ред. Потаповой А. А., Ледковой О. Ю. Челябинск: Центр развития образования города Челябинска, 2024. 228 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кушевская П.Ю., Лукьянова И.Е. Модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(3 (31)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-014
For citation:
Kushevskaya P.Yu., Lukyanova I.E. Models of psychological and pedagogical education of students with autism spectrum disorders in inclusive education. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(3 (31)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-3-014