Preview

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Развитие устной монологической речи как способ повышения функциональной грамотности обучающихся начальной школы

https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007

Аннотация

Цель  – исследовать применение научно-методических основ обучения орфографии и использование орфографических приёмов на уроках русского языка в начальной школе для анализа развития навыков функциональной грамотности у младших школьников.

Методология и результаты исследования. В статье используется анализ библиографических источников по проблематике темы исследования, где рассматривается обучение устному высказыванию как способу объяснения орфограмм. Целенаправленное использование на уроках русского языка методических приёмов, способствующих формированию учебно-научной речи и повышению уровня орфографической грамотности обучающихся, развивает у них навыки устной монологической речи как способа формирования функциональной грамотности. В содержании представлено тематическое планирование уроков, посвящённых работе над устной связной речью обучающихся младшего школьного возраста в процессе изучения основных орфограмм русского языка в начальной школе, и основные алгоритмы правописания отдельных орфограмм.

Теоретическая и/или практическая значимость. Статья предназначена, в первую очередь, учителям русского языка, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей и взрослых, методическим службам, работающим с гражданами с миграционной историей, которые изучают русский язык как иностранный, а также всем интересующимся вопросами повышения орфографической грамотности и русского правописания.

Об авторе

Анастасия Игоревна Праницкая
Квашёнковская средняя общеобразовательная школа, с. Квашёнки, г. о. Талдомский, Московская обл., Российская Федерация
Россия

учитель начальных классов, Квашёнковская средняя общеобразовательная школа



Список литературы

1. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии //Начальная школа. 2003. № 4. С. 39–46.

2. Калина И. И. Междисциплинарность: учителям легче, ученикам полезнее // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 8–17. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-8-17.

3. Налимова Т. А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы // Начальная школа. 2015. № 1. С. 27–31.

4. Брянцева М. В., Иванова А. И. Основные методические приёмы по развитию орфографической зоркости младших школьников и их проверка // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов. Т. 12 / отв. ред. А. Л. Третьяков. М.: МПСУ, 2024. С. 353–361.

5. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – 3. изд., перераб. и доп. М. : АСТ, 2003. 238 с. С. 112-116.

6. Львов М. Р. Школа творческого мышления: учеб. пособие для учащихся. (Введение для учителя) / М. Р. Львов. 2-е изд. М., 1997. 464 с. С. 138.

7. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов,

8. В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под. ред. М.Р. Львова. 7-е изд. М.: Центр-издат, 2012. 464 с. С. 214.


Рецензия

Для цитирования:


Праницкая А.И. Развитие устной монологической речи как способ повышения функциональной грамотности обучающихся начальной школы. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(2 (30)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007

For citation:


Pranitskaya A.I. Development of oral monologue speech as a way to increase the functional literacy of primary school students. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(2 (30)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2414-1186 (Online)