Развитие устной монологической речи как способ повышения функциональной грамотности обучающихся начальной школы
https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007
Аннотация
Цель – исследовать применение научно-методических основ обучения орфографии и использование орфографических приёмов на уроках русского языка в начальной школе для анализа развития навыков функциональной грамотности у младших школьников.
Методология и результаты исследования. В статье используется анализ библиографических источников по проблематике темы исследования, где рассматривается обучение устному высказыванию как способу объяснения орфограмм. Целенаправленное использование на уроках русского языка методических приёмов, способствующих формированию учебно-научной речи и повышению уровня орфографической грамотности обучающихся, развивает у них навыки устной монологической речи как способа формирования функциональной грамотности. В содержании представлено тематическое планирование уроков, посвящённых работе над устной связной речью обучающихся младшего школьного возраста в процессе изучения основных орфограмм русского языка в начальной школе, и основные алгоритмы правописания отдельных орфограмм.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья предназначена, в первую очередь, учителям русского языка, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей и взрослых, методическим службам, работающим с гражданами с миграционной историей, которые изучают русский язык как иностранный, а также всем интересующимся вопросами повышения орфографической грамотности и русского правописания.
Об авторе
Анастасия Игоревна ПраницкаяРоссия
учитель начальных классов, Квашёнковская средняя общеобразовательная школа
Список литературы
1. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии //Начальная школа. 2003. № 4. С. 39–46.
2. Калина И. И. Междисциплинарность: учителям легче, ученикам полезнее // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 8–17. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-8-17.
3. Налимова Т. А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы // Начальная школа. 2015. № 1. С. 27–31.
4. Брянцева М. В., Иванова А. И. Основные методические приёмы по развитию орфографической зоркости младших школьников и их проверка // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов. Т. 12 / отв. ред. А. Л. Третьяков. М.: МПСУ, 2024. С. 353–361.
5. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – 3. изд., перераб. и доп. М. : АСТ, 2003. 238 с. С. 112-116.
6. Львов М. Р. Школа творческого мышления: учеб. пособие для учащихся. (Введение для учителя) / М. Р. Львов. 2-е изд. М., 1997. 464 с. С. 138.
7. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов,
8. В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под. ред. М.Р. Львова. 7-е изд. М.: Центр-издат, 2012. 464 с. С. 214.
Рецензия
Для цитирования:
Праницкая А.И. Развитие устной монологической речи как способ повышения функциональной грамотности обучающихся начальной школы. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(2 (30)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007
For citation:
Pranitskaya A.I. Development of oral monologue speech as a way to increase the functional literacy of primary school students. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(2 (30)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-2-007