Preview

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Расширенный поиск

Реализация «третьей миссии» педагогическим университетом в рамках совместной проектной деятельности с региональной образовательной системой

https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-001

Аннотация

Статья посвящена анализу опыта реализации проектов практико-ориентированной подготовки педагогов в рамках реализации «третьей миссии» педагогического университета. Основное внимание уделено описанию проекта «Команда школьных педагогов под ключ», ориентированного на решение актуальных задач российской образовательной политики, направленных на обеспечение школ квалифицированными кадрами и повышение качества профессиональной подготовки педагогов. Целью исследования является разработка инновационной модели подготовки педагогических команд, способной сократить адаптационный период и повысить их эффективность. Проект основан на аксиологических и компетентностных методологических подходах, таксономии Блума и концепции социокультурной образовательной среды. Уникальность проекта заключается в его акценте на формирование сплочённых команд выпускников педагогического вуза, готовых к совместной работе в образовательном учреждении, в рамках совместной проектной деятельности университета и региональной образовательной системы. Результаты реализации проекта показали, что интеграция практико-ориентированного обучения с индивидуальной поддержкой молодых специалистов способствует их успешной профессиональной адаптации.

Об авторах

Сергей Валентинович Тарасов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Россия

доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования



Елена Борисовна Спасская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики



Юлия Львовна Проект
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании



Список литературы

1. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 45–51.

2. Darling-Hammond L. How teacher education matters // Journal of Teacher Education. 2000. Vol. 51. No. 3. P. 166–173. DOI: 10.1177/0022487100051003002.

3. Newton J. M., McKenna L. The transitional journey through the graduate year: A focus group study // International Journal of Nursing Studies. 2007. Vol. 44. No. 7. P. 1231–1237. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2006.05.017.

4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Еланцева С. А. Практико-ориентированная подготовка педагога: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 341 с.

5. Буланова М. Б. Проблемы и перспективы трудоустройства и занятости молодых российских педагогов // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30. № 3. С. 94–113. DOI: 10.19181/nko.2024.30.3.6.

6. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности / Н. С. Виноградова, Ю. Н. Грабуздова, К. С. Давыдова, Н. Д. Дурова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. № 2. С. 82–87. DOI: 10.12737/2306-1731-2023-12-2-82-87.

7. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 45–51.

8. Баранова П. А. Трудности адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности: психологический контекст // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 22 декабря 2022 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2022. С. 329–332. DOI: 10.31483/r–104986.

9. Прямикова Е.В., Шалагина Е. В., Шихова О. Н. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области) // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11. № 4. С. 248–272. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.11.

10. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014–2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 5–24. DOI: 10.17759/pse.2018230101.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf (дата обращения: 27.01.2025).

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 27.01.2025).

13. Тарханова И. Ю. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Опыт реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы Всероссийского форума «Фактор развития: педзагрузка» (Кострома, 12–14 октября 2018 г.) / составитель Ю. В. Румянцев. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 5–11.

14. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

15. Галущинская Ю. О., Рюмина Ю. Н. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения социально-педагогическому проектированию: монография. Шадринск: Исеть, 2019. 141 с.

16. Компетентность как субъектно-деятельный потенциал успешности решения жизненных и профессиональных задач / Н. Н. Королева, Ю. Л. Проект, И. М. Богдановская, А. Н. Кошелева // В мире научных открытий. 2010. № 3-4(9). С. 107–113.

17. Костюнина А. А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 23 с.

18. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 143–159.

19. Фахрутдинова Р. А., Васильева И. Д. Реализация педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов-бакалавров в вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 6. С. 38–43.

20. Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И. Подготовка будущего педагога профессионального обучения на основе практико-ориентированного компонента деятельности // The Scientific Heritage. 2020. № 46–4 (46). С. 15–17.

21. Соломин В. П., Рабош В. А., Гогоберидзе А. Г. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учётом требований профессионального и образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 145–151.

22. Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 126–131.

23. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 3. № 3. С. 133–138.

24. Коваленко Е. С., Кузуб Н. М. Использование таксономии Блума для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 90–97.


Рецензия

Для цитирования:


Тарасов С.В., Спасская Е.Б., Проект Ю.Л. Реализация «третьей миссии» педагогическим университетом в рамках совместной проектной деятельности с региональной образовательной системой. СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025;8(1 (29)). https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-001

For citation:


Tarasov S.V., Spasskaya E.B., Proekt Yu.L. Implementation of the "Third Mission" by a Pedagogical University within the Framework of Joint Project Activities with the Regional Education System. MODERN ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION. 2025;8(1 (29)). (In Russ.) https://doi.org/10.54884/2414-1186-2025-8-1-001

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2414-1186 (Online)