Цель – исследовать применение научно-методических основ обучения орфографии и использование орфографических приёмов на уроках русского языка в начальной школе для анализа развития навыков функциональной грамотности у младших школьников.
Методология и результаты исследования. В статье используется анализ библиографических источников по проблематике темы исследования, где рассматривается обучение устному высказыванию как способу объяснения орфограмм. Целенаправленное использование на уроках русского языка методических приёмов, способствующих формированию учебно-научной речи и повышению уровня орфографической грамотности обучающихся, развивает у них навыки устной монологической речи как способа формирования функциональной грамотности. В содержании представлено тематическое планирование уроков, посвящённых работе над устной связной речью обучающихся младшего школьного возраста в процессе изучения основных орфограмм русского языка в начальной школе, и основные алгоритмы правописания отдельных орфограмм.
Теоретическая и/или практическая значимость. Статья предназначена, в первую очередь, учителям русского языка, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей и взрослых, методическим службам, работающим с гражданами с миграционной историей, которые изучают русский язык как иностранный, а также всем интересующимся вопросами повышения орфографической грамотности и русского правописания.